Сопротивления в психонетической практике

Халаджиева Д.

Общие рассуждения

 Теме сопротивлений в психологической литературе посвящено много внимания, и это не случайно, потому что в значительной мере именно через механизмы психологической защиты раскрывается работа самой психики, происходит понимание ее развития.

Как отмечает Нэнси Мак-Вильямс, автор книги «Психоаналитическая диагностика» и один из ведущих экспертов в области психологических защит в современности,

«то, что мы у зрелых взрослых называем защитами, не что иное как глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира. Феномены, которые мы называем защитами, имеют множество полезных функций. Они появляются как здоровая, творческая адаптация и продолжают действовать на протяжении всей жизни. В тех случаях, когда их действие направлено на защиту собственного «Я» от какой-либо угрозы, их можно рассматривать как «защиты», и это название вполне оправдано. Личность, чье поведение носит защитный характер, бессознательно стремится выполнить одну или обе из следующих задач: (1) избежать или овладеть неким мощным угрожающим чувством – тревогой, иногда сильнейшим горем или другими дезорганизующими эмоциональными переживаниями; (2) сохранение самоуважения. Эго-психологи выделяли функцию защит как средство преодоления тревоги. Теоретики объектных отношений, делающие акцент на привязанности и сепарации, ввели представление о том, что защиты действуют и против горя. Сэлф-психологи уделили внимание роли защит в психических усилиях, служащих поддержанию сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного «Я».

Психоаналитические мыслители полагают, что каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом сложного взаимодействия по меньшей мере четырех факторов: (1) врожденного темперамента; (2) природы стрессов, пережитых в раннем детстве; (3) защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры; (4) усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит (на языке теории обучения – эффект подкрепления)».

Таким образом, согласно психологической практике, выбор защитных механизмов напрямую связан с особенностями психики индивидуума, его личностной историей, его воспитанием и условиями развития.

В психонетике практикующий также встречается с различными сопротивлениями при освоении практик. С точки зрения психонетиков, сопротивления – это все то, что мешает практике. Одним из первых приемов, который в помощь студентам предлагается в психонетике, это – не направлять свое внимание на возникающие помехи. Это прием, который предлагается в самых разных традициях для практикующих, когда внимание становится управляемым и в некоторой степени определяется заданными рамками – например, инструкцией.

Затем наши студенты по учатся использовать помехи как рабочий материал, из которого, в том числе, можно извлекать энергию для последующих практик и просто различных действий.

В значительной степени в психонетике внимание в процессе работы с помехами смещено с самого объекта (помех) на процесс взаимодействия с ними (Что делать с помехами и как?). С одной стороны, процессуальность, которая свойственна психонетике как таковой, в работе с помехами действительно помогает получить мощный инструмент в работе с ними. Независимо от того, с чем мы встречаемся, у нас есть возможность оперировать с этим, не отдавать свое внимание, а даже – если получается – получать энергию для последующих действий. В целом, такой подход отличается мобильностью, оперативностью и эффективностью – особенно в условиях краткосрочных задач. Однако использование только такого подхода грозит однобокостью и неэффективностью в вопросах узнавания и понимания себя.

При всей важности деятельного (оперативного, процессуального) подхода к помехам, который имеется в психонетике, нельзя отрицать важности и исследовательского подхода к ним.

В чем же выражается этот подход?

Основное его положение сводится к тому, что при встрече с каким-либо сопротивлением в практике, особенно повторяющимся, практикующему предлагается не отсекать его (если это не момент актуального выполнения практики), а внимательно изучить – что скрывается за ним? О чем он?

Так, в качестве первого шага для реализации данного подхода студентам было предложено заполнить следующую таблицу. Выделение соответствующих измерений сопротивлений опирается на 5-мерную модель человека известного гештальт-терапевта С. Гингера.

 

Пример Как это у меня Как я справляюсь, что я делаю с этим
1.       Телесное измерение Соматические реакции (тошнота, судороги и проч.) и др.
2. Эмоциональное измерение Негативные эмоциональные состояния:

скука,

страх

и др.

3. Ментальное измерение Мешающие мысли во время процесса

и др.

4. Социальное измерение Нарушение социальных контактов

и др.

5.       Духовное измерение Сомнение в смысле жизни

и др.

 

Данная несложная классификация сопротивлений позволяет практикующему произвести первичное наблюдение за тем, что происходит у него в зоне «сопротивлений», и начать с ними работать – в том числе и через подбор различных приемов взаимодействия с ними.

В работе с сопротивлениями важно выйти в такую позицию, при которой можно явственно увидеть, что помехи – это то, что является во многом продуктом моей психики, и с этой стороны – это мое, это обо мне, даже если это не нравится, с другой стороны, присутствовало бы также и понимание, что это то, что не должно управлять мной, то, с чем я могу в реальности разотождествиться и действовать вне заданных программ. Однако для того, чтобы это двойственное, непротиворечивое состояние присутствовало в работе с помехами есть смысл задействовать как исследовательский, так и процессуальный подход к ним.

Процессуальному подходу к сопротивлениям в значительной степени курсант обучается на самих психонетических практиках.

Исследовательский подход можно представить в виде 3 следующих шагов:

  1. Осознание того, что пришедшая ко мне помеха – это информация обо мне, это то, что было порождено моей психикой. Это важный шаг на пути исследования приходящих сопротивлений – не убегать от неприятной информации, а встретиться и понять, о чем оно, мое сопротивление.
  2. Далее – понимание смысла пришедшей помехи, ее узнавание и работа с ней. Этот шаг может оказаться довольно длительным и непростым. При всей любви к готовым рецептам, которые отчасти связаны с самим технологическим характером психонетики, практикующему здесь придется проделать немалую индивидуальную работу. Бонус от честной встречи со своими сопротивлениями – это встреча с собой. При работе с сопротивлениями возможно использование опыта смежных дисциплин – психологии, психотерапии, а также возможно задействование психологического сопровождения.
  3. Ассимиляция полученного опыта, которая может приводить к последующих трансформациям в узнавании-понимании себя.

Вот такие общие замечания в тему сопротивлений, с которыми встречается практикующий.

С. Цитовский

Конкретика

Мы аккумулировали некоторые сопротивления в виде конкретных фраз, посланий и наметили возможные варианты работы с ними.

  1. У меня ничего не получается

Помеха «у меня не получается». Например, не получается делать смыслы, или понимать,  что такое процессы или вообще ничего не получается.

Здесь важно выполнять инструкции (как вы их понимаете на данный момент) и наблюдать, что происходит,  без оценок и интерпретаций. Потом написать в отчете, хотя бы для себя самого – но зафиксировать. Или (если на группе) – дать обратную связь.

Часто бывает, что защитные механизмы психики не позволяют «старой» личности человека осознать, что новые возможности, новые зоны сознания для него уже доступны. Например, потому что явственное осознание этого и согласование с образом себя может сразу  сильно и неожиданно изменить жизнь.

Этот вот факт – влияние практики на жизнь – нужно заметить. И работать с ним  по двум направлениям. Первое – собственно ПН-практика, т.е. четкое следование инструкциям и возможно более тонкое наблюдение процесса.  Второе – переосмысление своих возможности и действий —  житейское, психологическое, философское, религиозное или еще какое-нибудь..

Для второго самое простое, что можно сделать – это фиксировать свои наблюдения и  слушать ответы других участников группы, инструктора и вообще – делиться своим опытом с другими практиками, которым вы доверяете. Еще полезно писать отчеты и работать с записями семинаров.  Читать их через некоторое время, отслеживая то, что вы не заметили сразу, но стало интересным  при прочтении.

  1. Помеха «получилось плохо, а ведь у кого-то (или у меня в прошлый раз) точно получалось круче».

Здесь важно отделить желание «получать удовольствие, сильное впечатление или вдохновение от практики» от самой практики. Причем, удовольствие и вдохновение получать можно и нужно. Но нужно относиться к этому как к отдельной задаче, не менее важной,   и решать ее также безупречно. Например, понять для начала каких именно сильных впечатлений и удовольствий я хочу.

Стоит избегать мотивации кнутом: «вот я сам себя буду считать неумелым (тупым, двоечником)  пока не сделаю». Себя в воспитательных целях не надо считать никаким.

Вообще,  по моему опыту,  полезно чередовать действия трудные с действиями,  заведомо вдохновляющими и успешными, и самому подбирать соотношение. И не стараться копировать темп или манеры другого практика или делать это намеренно, как самостоятельную задачу. Очень рекомендую изучить работы психолога Михая Чиксентмихайи про условия состояния счастья и потока при разных типах деятельности.

  1. Имитации, т.е. подсовывание других явлений взамен тех, ради которых эта практика выполняется.

Относиться к этому можно так.  «Есть намерение (или смысл) конкретного упражнения, и оно развернулось вот в такую штуку. Ну и хорошо, теперь я ставлю дополнительное требование – сделать это же упражнение так, чтобы получилось уже по-другому». И делать еще (или продолжать то же упражнение,  если имитация возникла в процессе).  Практикующий сам для себя решает,  что для него имитация, а что – результат. При этом он сверяется с рекомендациями инструктора и других практикующих, но решение принимает самостоятельно.

Помню А. Малышев на Вилейке сказал О.Г. «Вот теперь я понял, что вся смысловая работа которой я раньше занимался – это полная туфта!» О.Г. ответил: «Это не мудро. Через некоторое время Вы еще что-нибудь поймете, да и то что Вы раньше делали не менее ценно, чем то что сейчас получилось…» 

Важно, чтобы замечание имитаций не было методом неосознанного избегания практики. Если кажется, что всегда получается лишь имитация – то это тоже помеха типа «у меня ничего не получается». По моим наблюдениям новые переживания как бы «незаметно накапливаются» и с какого-то момента неожиданно осознаются как нечто целостное,  важное и новое. С другой стороны, совсем в имитациях утонуть тоже не получится – другие практикующие дадут обратную связь, особенно если ее слушать. Думаю, что  сам интерес к психонетике невозможен без интуитивного понимания,  что «в этом что-то есть»

Позиция что «я должен научиться чему-то такому, что другие уже умеют» не совсем верная – тонкие реальности творятся отчасти в первый раз, совсем-совсем…

  1. Засыпание, «уплывание внимания», разрыв непрерывности усилия

Здесь можно либо работать меньше по времени (если это индивидуальная работа), либо более тщательно выполнять ВМ, либо прорабатывать отдельно промежуточные шаги. Кроме того, мой опыт показывает,  что даже в случае «отключки», некоторое движение в нужном направлении все равно происходит. Можно специально делать упражнения  на грани «отключки» именно для того, чтобы учиться удерживаться все глубже и все дольше в рабочей позиции. Только стоит заранее решить,  для чего я делаю данную практику – для проработки потери осознанности в процессе или для целей, соответствующих содержанию.

Отдельный очень важный момент – это правильный выход из практики. Обычно это – ВМ в обратном порядке. Завершая ее, практикующий наблюдает, насколько «сбилась» рабочая позиция и обозначает сам момент завершения упражнения.  Хорошо поставленный навык ВМ в начале и в конце практики очень помогает не сбиться в процессе.

  1. Нарушение инструкций (собственных по этой практике или инструктора) в процессе выполнения

Это нужно отслеживать и обязательно записать в отчете. Особенно если не хочется. Это – попытка «организма сознания» перехватить инициативу у практикующего. Обычно такое происходит при приближении к какому-то достаточно значимому рубежу, и довольно часто такая помеха стремиться хорошо замаскироваться от наблюдателя. Поэтому — наблюдайте и пишите отчеты! Потом,  прочитав  отчет,  можно решить,  что с этим делать.

Например, попробовать все же выполнить инструкции точно или принять выполненный вариант в качестве рабочей методики или что-то еще. Важно чтобы нарушение инструкций было «присвоено». Еще стоит зафиксировать свои оценки и мысли по поводу нарушения инструкций. Многие новые методы в психонетике впервые появились в результате нарушения инструкций.

  1. Телесные напряжения и неприятные (болезненные) ощущения в теле во время практики

Если это происходит систематически – работать с телом вообще и особенно – перед занятиями. Мне очень помогает релаксация. Также полезны разные практики вроде хатха-йоги, массажа, бани или плавания. Что именно – подбирается индивидуально для себя практикующим по вкусу и возможностям.  Важно следить,  чтобы никакие  напряжения не накапливались по ходу обучения.

Например, если  в процессе занятия поза показалась очень неудобной, можно решить либо сесть поудобнее или же специально поставить задачу «не вестись на желания тела». Потом можно заметить разницу по отчетам и воспоминаниям и решить как быть дальше.

Хорошо бы отдавать себе отчет в том, как изменилось самочувствие и ощущение тела после сессии или интенсивного занятия.

  1. Подгон описания опыта под известные интеллектуальные конструкции и опыт других практикующих (когда сам опыт от этого не изменяется).

Здесь нужно различить две задачи – нормировку опыта под известный в психонетическом сообществе и проживание впервые совершенно нового опыта.

Обычно  сначала стоит получить опыт процедурно правильно, пусть он по описанию ни на что не похож, и вообще трудно описывается в словах и не удерживается в памяти. А  потом – свериться с другими, кто этим тоже занимается – сразу же на группе и после некоторого времени самостоятельной практики тоже . При обсуждении в группе возникает довольно четкое понимание – либо мы одно и то же делали, либо совсем разное. На каком-то этапе на опыте начинаются отражаться глубинные структуры практикующего, а они бывают разные у разных людей – и вот здесь их можно начать наблюдать и с ними работать.

Также можно заниматься практикой «в сторону различения тонкостей». Чем отличается плоскостная ДКВ от визуальной или пространственная не-форма от объемной и.т.д.  Заморачиваться сначала по поводу тонкостей не стоит точно – это будет отвлечением внимания на другой процесс.. А вот потом можно и призадуматься и заняться собственными исследованиями.

  1. Отношения с людьми, участвующими в практике. Влюбленность, вера в гуру, неприязнь, конфликт, непонимание. Надежды на инструктора или наоборот, претензии к нему. Борьба за власть, жалость к себе, безответственность или гиперответственность.

Стоит замечать такие вещи и фиксировать, если они сильно выражены и явно мешают – писать  в своих отчетах и говорить ближнему. Ну а в свободное от практики время таки прикладывать усилия к пониманию других людей и проявлению к ним симпатии, любви  и дружелюбия.  Как правило, они и вправду весьма интересные и симпатичные :).

  1. От практики «прет»

Здесь важно не увлекаться непосредственно в момент практики, не терять рабочую позицию. Отдельно можно использовать «сильные» и «кайфовые» состояния для поддержания своего тонуса и вдохновения в жизни, а также переносить элементы «кайфовых» практик на практики трудные и неприятные. Можно также отслеживать запреты на получение удовольствия и тонких переживаний радости и счастья в личных структурах, а также ситуации соблазнения этими структурами и подмены тонкого и чистого  грубым и «мутным»,  но сильным переживанием. Коротко записать в отчете и составить карту своих запретов и соблазнов.  Запреты можно преодолевать,  а от соблазнов можно воздерживаться. Это – целое направления для работы.

  1. От практики появляются событийные неприятности (совпадения, какие-то редкие неожиданности типа «прорвало трубу», «отменили рейс» и т.д.)

Это  интересная и потенциально полезная область для исследований. Если  мы, так или иначе, считаем  занятия практикой причиной  каких-то неожиданных внешних событий, то это значит, что в нашем описании мира уже есть элементы магического мировоззрения.  Имеет смысл провести исследование,  когда и при каких обстоятельствах оно «включается». Бывали ли, например, такие  случаи, когда в результате практики происходили значимые случайные, но позитивные события, а не помехи? Насколько такие явления мною осознаются и управляются? Можно ли получить воспроизводимые результаты? Какие у меня существует по этому поводу теоретические представления, откуда я их взял и насколько они рабочие? И решить,  что с этим делать дальше.

Рекомендую изучить психонетические разработки на эту тему – например, работу со временем, создание синхронизмов и  событий.

  1. Возникают сильные, захватывающие негативные эмоции (боль, обида, отчаяние, ярость, тоска, ощущение потерянности, опустошенности и.т.д.)

Как правило, причиной является не сама практика, а снятие психологических защит. Психонетическая практика ведет к повышению субъектности и большей «прозрачности» всех психических структур, в результате какие-то вытесненные напряжения и конфликты могут проявиться. Это чем-то напоминает ситуацию с  человеком, который почти всю жизнь сидел,  сгорбившись, за компьютером – и тут ему пришлось пробежать марафон. Тело разболелось – ну так нужно его поддерживать в хорошем состоянии!

Что здесь важно понимать? В ситуации сильных эмоций не нужно принимать серьезных решений или под впечатлением общаться с людьми, не имеющими отношения к практике. Они могут вас не понять, испугаться или отнестись слишком серьезно.

Нужно обеспечить себе физический  комфорт – тихое место, вкусная еда, помыться, одеть чистую одежду и.т.д. Помогает смотреть добрые и вдохновляющие фильмы, слушать хорошую успокаивающую или вдохновляющую музыку. Очень хорошо – петь и танцевать (не пугая ближнего при этом). Важно понимать, что интенсивный захват негативной эмоцией – это ненадолго, скоро пройдет и не должно влиять на долгосрочные решения.

Такие ситуации ценны для освоения психонетических навыков. Например, можно начать извлекать энергию из негативного состояния. Или научиться из ВМ  разворачивать любовь,  умиротворение и чувство уверенности в себе (особенно если этого не хочется делать на уровне реактивного поведения).

Также это очень ценный опыт тем, что, прожив захват негативной эмоцией на «собственной шкуре»,  Вы сможете намного лучше понимать и поддерживать других людей в подобной ситуации.  Очень рекомендую посмотреть на ютубе видео О.Г. про «оккультные психозы». Оно познавательное и веселое.

Важно выяснить,  чем запускается эмоция, и чем и когда – завершается.

Интересно отдельно проработать две стратегии: «смелую» и «острожную». Для этого подобрать  максимально подходящие упражнения. Здесь задача самой практики – вторична, а первично – изучение помехи. Оценить объективную безопасность, посоветовавшись с другими людьми, кто это проходил успешно.  В случае «смелой» стратегии – идти напролом, прожить максимум неприятного проявления и осознать то, что получается после. Осмыслить весь этот опыт как целое. В случае «осторожной» стратегии – отказаться от грубых действий, принять за это ответственность и, опять же, осознать результаты.

Например, в Барыбино на одной из сессий я почти не спал ночами,  и все тело болело. Но я решил не избегать занятий – в результате даже на сложных практиках получал хороший тонус, понимание и удерживал неплохую рабочую позицию.  С другой стороны, я решил не предлагать своих «сильных» разработок другим людям пока они явно не скажут что им интересно – и вполне сказали.

  1. Много мыслей по поводу и мало практики как таковой.

Больше и более внимательно слушать других и больше делать самому. Можно также учиться мыслить более концентрировано и ясно.

Желаю всем удачной практики!